Режим работы:
Пн. - Пт.: 8:00 - 20:00
Сб.: 9:00 - 15:00
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 им. М.Р. Янкова"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 им. М.Р. Янкова"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 им. М.Р. Янкова"
Режим работы:
Пн. - Пт.: 8:00 - 20:00
Сб.: 9:00 - 15:00
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Часто в представлении детей школьные знания не связываются с реальной жизнью. Смогут ли школьники применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни, грамотно решать повседневные задачи, принимать мнения других людей, мыслить конструктивно и креативно? Все зависит от того, как будет сформирована у них функциональная грамотность. Функционально грамотные люди востребованы на рынке труда, потому что это специалисты, способные быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем.
Так что же такое функциональная грамотность и в чем ее важность?
Понятие функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и компьютерную грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Как же понять, насколько у ребенка сформирована функциональная грамотность? Что нужно сделать, чтобы ее развить? Рассмотрим примеры с разными видами функциональной грамотности.
1-й вид - читательская грамотность.
Ученик прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны базовые навыки чтения, но и только. Функциональная читательская грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.
Задача учителя заключается в том, чтобы включать в ход урока задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания, готовит к применению их на практике.
На уроках литературы важно ставить перед учениками следующие вопросы:
- Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели - уникальные умения читателя.
2-й вид - математическая грамотность.
Сформировать ее поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Например, решаем задачу об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, когда он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах и на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду, принимать взвешенные решения.
3-й вид - естественнонаучная грамотность.
Тут помогут задания на анализ явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Ученик с естественнонаучной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Например: анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать, рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.
4-й вид - креативное мышление.
Сюда относим все, что связано с творчеством: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного. Креативное мышление связано с необходимостью глубокого знания предмета. Творческий потенциал сопутствует быстрому решению ежедневных задач.
5-й вид - финансовая грамотность.
Финансовая грамотность подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми финансовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.
Для освоения этого вида грамотности педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:
- работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности;
- пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
- знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Еще один компонент функциональной грамотности - глобальные компетенции.
Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Развитию глобальной компетенции способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
Развивать функциональную грамотность необходимо, начиная с начальной школы. Задачи должны соответствовать практическому опыту младших школьников. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания.
В средних и старших классах учителя предлагают школьникам постепенное увеличение объема знаний и уровня сложности анализа информации. С детьми можно говорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты оцениваются по более строгим критериям. Задания даются на стыке разных наук, например, истории и литературы, географии и экономики, и выводы делаются на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность.
Большую помощь в разработке интересного, грамотно построенного урока оказывает открытый банк заданий по формированию у обучающихся различных видов функциональной грамотности, размещенный на сайте Федерального института стратегии развития образования Российской академии образования. Мониторинг сформированности той или иной грамотности есть возможность провести на платформе Российской электронной школы.
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Часто в представлении детей школьные знания не связываются с реальной жизнью. Смогут ли школьники применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни, грамотно решать повседневные задачи, принимать мнения других людей, мыслить конструктивно и креативно? Все зависит от того, как будет сформирована у них функциональная грамотность. Функционально грамотные люди востребованы на рынке труда, потому что это специалисты, способные быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем.
Так что же такое функциональная грамотность и в чем ее важность?
Понятие функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и компьютерную грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Как же понять, насколько у ребенка сформирована функциональная грамотность? Что нужно сделать, чтобы ее развить? Рассмотрим примеры с разными видами функциональной грамотности.
1-й вид - читательская грамотность.
Ученик прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны базовые навыки чтения, но и только. Функциональная читательская грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.
Задача учителя заключается в том, чтобы включать в ход урока задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания, готовит к применению их на практике.
На уроках литературы важно ставить перед учениками следующие вопросы:
- Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели - уникальные умения читателя.
2-й вид - математическая грамотность.
Сформировать ее поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Например, решаем задачу об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, когда он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах и на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду, принимать взвешенные решения.
3-й вид - естественнонаучная грамотность.
Тут помогут задания на анализ явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Ученик с естественнонаучной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Например: анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать, рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.
4-й вид - креативное мышление.
Сюда относим все, что связано с творчеством: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного. Креативное мышление связано с необходимостью глубокого знания предмета. Творческий потенциал сопутствует быстрому решению ежедневных задач.
5-й вид - финансовая грамотность.
Финансовая грамотность подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми финансовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.
Для освоения этого вида грамотности педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:
- работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности;
- пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
- знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Еще один компонент функциональной грамотности - глобальные компетенции.
Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Развитию глобальной компетенции способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
Развивать функциональную грамотность необходимо, начиная с начальной школы. Задачи должны соответствовать практическому опыту младших школьников. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания.
В средних и старших классах учителя предлагают школьникам постепенное увеличение объема знаний и уровня сложности анализа информации. С детьми можно говорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты оцениваются по более строгим критериям. Задания даются на стыке разных наук, например, истории и литературы, географии и экономики, и выводы делаются на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность.
Большую помощь в разработке интересного, грамотно построенного урока оказывает открытый банк заданий по формированию у обучающихся различных видов функциональной грамотности, размещенный на сайте Федерального института стратегии развития образования Российской академии образования. Мониторинг сформированности той или иной грамотности есть возможность провести на платформе Российской электронной школы.
КОНТАКТЫ
184430, Российская Федерация, Мурманская область,
г. Заполярный, ул. Крупской, д. 2а
Директор
Секретарь
Заместители директора по учебно-воспитательной работе
Учительская
Заместитель директора по АХЧ
Электронная почта
КОНТАКТЫ
184430, Российская Федерация, Мурманская область,
г. Заполярный, ул. Крупской, д. 2а
184430, Российская Федерация, Мурманская область, г. Заполярный, ул. Крупской, д. 2а
Директор
Секретарь
Заместители директора по учебно-воспитательной работе
Учительская
Заместитель директора по АХЧ
Электронная почта